Napoleon 38

www.napoleon38.narod.ru

Биографии Маршалы Семья Европа Наполеона
Внешняя политика Внутренняя политика Министры Главная

Внутренняя политика 

- Доктрина - Дипломатия - Конституция VIII года - Администрация  - Законотворчество - Общество - Семья - Религия - Образование - Экономика - Искусства - Музыка - Литература - Пресса

Бен Вейдер "Блистательный Бонапарт"

ОБРАЗОВАНИЕ

 
В роялистской Франции образование входило в компетенцию религиозных орденов. Естественно, что революция, впитавшая философские воззрения века Просвещения, провозгласила народное образование правом и долгом государства и установила три степени его - начальное, среднее и высшее. Основание Университета и гарантия его прав и привилегий стали в полной мере делом консулата и империи. И сколько мужества понадобилось первому консулу, чтобы взяться за это сверхчеловеческое по трудности предприятие в момент, когда учебные заведения в результате эмиграции священнослужителей оказались без преподавателей, а молодежь 1800 года, молодежь нового века, блистала скандальным невежеством.
- Из всех областей управления самая важная - народное образование, - заявлял Бонапарт на заседаниях Государственного совета. - От этого зависит все - настоящее и будущее. Народное образование должно быть разумным и классическим.
Хулители Наполеона никогда не упускали случая трактовать эти слова как свидетельство того, что Университет, по мысли его создателя, должен был учить молодых людей жертвовать собой на поле битвы. Утверждать так - значит полностью искажать мысль того, кто любил повторять:
- Настоящие победы, единственные, которые не оставляют места даже для малейшего сожаления, - те, что одерживаются над невежеством.
Это означает также пренебречь чувством подлинной горечи, владевшей просвещенным умом, видевшим, что Франция, чья литература пользовалась наивысшей репутацией в Европе, чей язык был языком всей европейской элиты, уже десять лет оставалась лишенной достойного этого имени образования.
Это означает, наконец, пренебречь возмущением, какое вызывали в этом человеке, достигшем высот знания, воспоминания о собственном образовании:
- В Бриенне нас учили очень плохо. Мне было 15 лет. Нас пичкали только глупыми отрывками из книг. Обучать на отрывках - какая жалкая метода! У молодости есть время, чтобы читать помногу, и воображение, чтобы понять все великие вещи. Позже я заполнил этот пробел, я читал колоссальными порциями, но выбор был беден - то, что волею случая занесло в гарнизонную библиотеку. В Балансе моя душа еще не пробудилась. В тот день, когда, по счастью, я, открыв Боссюэ, узнал из его "Рассуждений о всемирной истории" о последовательности империй... мне показалось, что пелена разверзлась и я наблюдаю поступь богов.
Законом от 1 мая 1802 года начальное образование передавалось в ведение коммун и одновременно учреждалось около 30 лицеев, где примерно 3 тысячи учеников будут обучаться за счет правительства. Для них двумя консульскими постановлениями определялись программы - от латыни до трансцендентной математики, расписание, правила дисциплины и форма.
- Необходимо, - провозглашал глава государства, - чтобы Духовное состояние и политические идеи поднимающегося поколения более не зависели от очередной новости дня или преходящих обстоятельств. Надо прежде всего добиться единства образования, чтобы целое поколение могло быть отлитым в одной форме.
Это было сказано в 1806 году и послужило сигналом к пересмотру системы, за четыре года продемонстрировавшей свои достоинства и слабости. Работа займет два года, потребует девяти редакций текста и в конечном счете выльется в закон 1808 года, предоставивший императорскому Университету монополию на народное образование по всей территории империи. Во главе Университета стоял великий магистр со столь же широкими, как у министра, правами. Он назначал преподавателей, по представлению совета Университета присуждал степени, распоряжался 6 с половиной тысячами государственных стипендий. В пределах департамента учебные заведения объединялись в академии, руководимые ректором. Назначались около 30 генеральных инспекторов с задачей ежегодно инспектировать все факультеты, лицеи и колледжи. Высшие учебные заведения, ликвидированные в 1793 году революцией, возрождались в виде факультетов, которые обладали правом присуждать степени доктора, лиценциата и бакалавра в крупных областях знания, таких как право, математика, теология, словесность и естественные науки.
Только с помощью цифр можно составить представление о грандиозных масштабах этого предприятия, доведенного до конца первым консулом и затем императором. За 15 лет число лицеев возросло с 9 до 46; частных средних школ, контролируемых государством, - с 300 до 1200; колледжей, заново созданных, в 1815 году станет 370. В 1814 году Франция насчитывает 37 академий, 13 теологических факультетов, 17 - юридических, 9 - медицинских, 31 - языка и литературы и 17 - естественных наук!
В 1810 году император направляет великого ученого Кювье в Голландию и Германию для изучения на месте их систем начального образования и декретом 1811 года предусмотрит использование принятых там методов во всех департаментах империи. В декабре 1812 года в санях, уносящих его во Францию после катастрофической российской кампании, Наполеон снова возвращается к проблеме образования, беседуя с Коленкуром:
- Я опять займусь народным образованием, по достижении мира оно станет моей первой заботой, ибо это гарантия будущего. Я хочу, чтобы оно было государственным для всех, даже отчасти и для моего сына. У меня есть на сей счет крупный план.
Поскольку ему не было свойственно останавливаться лишь на основополагающих принципах какого-либо предприятия, в его мозгу немедленно вырисовываются детали - все более многочисленные и точные:
Необходимость образования?
- Нашей стране рассуждения и анализ нужны как воздух... Подумайте, какое соревнование начнется среди элиты молодежи, выбранной из 40 миллионов душ! Какая награда таланту и как умножаются шансы на его появление!.. Разум человека, его развитие, развитие наших способностей - вот ключ к обществу, секрет законодателя. Лишь тот, кто стремится обманывать народы и править за их счет, может хотеть удерживать их в невежестве, ибо чем лучше они просвещены, тем больше людей, понимающих необходимость законов и их защиты, и тем более стабильным, счастливым и процветающим станет общество.
Принципы образования?
Молодежь может судить о фактах лишь по тому, как они ей преподнесены. Обманывать ее, кормить ее мифами - значит закладывать основу для ошибок, которые будут совершены ею в будущем.
Подготовка преподавателей?
- Вообще-то, я создал Университет как государственный институт, потому что такой институт никогда не умрет, его принципы организации и управления, его дух передаются по наследству... Члены преподавательского корпуса войдут в лоно образования, как их предшественники входили в лоно церкви... Я хочу, чтобы церемония посвящения в это лоно, хотя назвать ее надо иначе, сохранила бы определенную торжественность.
А потребует ли эта система женщин? Ибо все сказанное адресуется молодым людям. Увы, век не был благоприятным для эмансипации женщины, а Наполеон терпеть не мог "синие чулки"...
- Вступая в жизнь, все девушки преследуют лишь одну цель - выйти замуж. А народное образование почти всегда производит плохих женщин, фривольных, кокетливых, легкомысленных... Образование в коллективе, столь благоприятное для мужчин, приучающее их к взаимной терпимости, готовящее их к взрослой дружбе, для женщин - лишь школа развращенности. Женщина создана для жизни в интимном кругу семьи и одновременно для жизни духовной.
Руководствуясь именно такими представлениями, он создаст Воспитательные дома Почетного легиона, где дочерей членов Ордена будут обучать, как стать хорошими матерями семейства и преданными супругами.
- Я желаю, чтобы они выпускали не "весьма приятных" женщин, но добродетельных. Чтобы их украшением были добрые нравы и сердце, а не острота ума и умение развлечь... Я хотел бы, чтобы девушка, оканчивающая Экуэн [1], могла стать хозяйкой небольшой семьи, умела шить платья, чинить одежду мужа, обеспечить приданым новорожденного.
Исконный здравый смысл!
Такие заведения существуют по сей день Во главе их сменились поколения верховных надзирательниц с красной лентой на груди, формировавших в строгом единообразии поколения за поколением девушек. Их воспитанницы имели высокую честь стоять в шеренгах на берегах Сены морозным Днем декабря 1840 года, рукоплеская кортежу, сопровождавшему шесть, заключенных один в другой, гробов последнего завоевателя в истории, не пренебрегавшего проблемами шитья, танцев и штопки.
Надо ли уточнять? - Созданная Наполеоном университетская система в основных своих чертах, отмеченных его печатью, все еще на месте: перемены, произведенные в XX веке, затрагивают главным образом вопросы управления или методику обучения.
Надо ли напоминать? - Придя к власти, первый консул унаследовал народное образование, не располагавшее ни помещениями, ни учителями...

<<< Предыдущая глава

Об авторе и  этой книге

Следующая глава >>>

--------

Примечания

[1] Филиал одного из Воспитательных домов Почетного легиона.  Назад



Сайт создан в системе uCoz